В нашей школе работает Служба школьной медиации (далее -СШМ). Одним из направлений ее деятельности является просвещение всех участников образовательного процесса о работе СШМ

Медиа́ция — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

СШМ является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения.

СШМ является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в СШМ, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации МБОУ Школа № 39 г.о. Самара может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

Обратиться в школьную службу медиации могут все участники образовательного процесса.

СШМ работает на основании утвержденного Положения о службе школьной медиации в МБОУ Школа № 39 г.о. Самара и создана в целях предупреждения и разрешения конфликтов с участием всех участников образовательного процесса, создания системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказания действенной помощи семье.

Служба школьной медиации осуществляет свою деятельность на основании:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; В 273-ФЗ в статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в случае применения процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений»);

Целями Службы школьной медиации является:

  • Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных форм разрешения конфликтов;
  • Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
  • Снижение количества административных способов реагирования на конфликты и правонарушения.

 

Задачами Службы школьной медиации являются:

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
  • обучение обучающихся альтернативным методам урегулирования конфликтов и разделения ответственности;
  • информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Принципы деятельности Службы школьной медиации.

  1. Принцип добровольности, предполагающий обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
  2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов Службы школьной медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими)
  3. Принцип равноправия – каждая сторона в конфликте имеет равные права на высказывание собственного мнения, на время индивидуальных сессий с медиатором, на участие в выработке договоренностей и получение информации. Также стороны могут выдвигать свои предложения по изменению регламента встреч или организации перерывов в ходе медиативных сессий.
  4. Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам Службы школьной медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы примирения не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.

 

Руководитель  Службы школьной медиации:

 

Мартемьянова Анна Владимировна
– руководитель Службы школьной медиации

(учитель математики, образование высшее,

удостоверение о повышении квалификации от 21.02.2020 г.

«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности службы медиации в условиях образовательной организации»)